Организация проектной деятельности на уроке
Этапы работы над проектом
Цель проектной деятельности – формирование творчески активной личности. Работа над проектом проходит четыре стадии.
1.Этап планирования
Первый этап начинается с комплексного обсуждения - обмена мнениями и согласования интересов учащихся, выдвижения первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. После этого предложенные темы проектов выносятся на обсуждение. Главная цель первичного обмена мнениями - стимулирование потока идей. Здесь оптимален метод мозговой атаки. Учителю следует воздержаться от комментариев. Когда высказано значительное количество идей, учитель предлагает учащимся перейти к их обобщению, помогает сформулировать и классифицировать основные направления идей, исходя из замысла проекта.
При определении тем проектов важно призывать учащихся к выбору социально и личностно значимых и посильных для них проектов.
2.Аналитический.
Это этап самостоятельного проведения исследований, получения и анализа информации, во время которого учащийся :
–уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;
–ищет и собирает информацию, учитывая собственный опыт, результаты обмена информацией с консультантами, сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т. д.;
–анализирует и интерпретирует полученные данные.
В первую очередь производится уточнение и формулировка задач.
После уточнения задач начинается поиск и сбор информации. Учащиеся с помощью учителя выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, проведение экспериментов, работа со средствами массовой информации, с литературой. Задача учителя -обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы. Здесь необходимо уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования. Заключительным моментом аналитического этапа является обработка полученной информации. Обработка полученной информации – это формировать свои собственные суждения, делать выводы. Именно этот момент наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя.
3.Этап обобщения информации.
На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений. Проводится объединение в единое целое всей информации, полученной членами группы.
4. Презентация (представление результатов работы)
На этом этапе учащиеся обсуждают и готовят итоговое представление своих результатов работы над проектом.
Опыт организации проектной деятельности
Химия – одна из сложных наук. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижается интерес учащихся к предмету. Поэтому необходимо создавать условия для развития познавательной активности ученика и его самореализации через накопление собственного опыта. Я считаю, что химия имеет большие возможности для развития проектно – исследовательских навыков у обучающихся. Есть возможность соединить интересы учащихся с базовой программой. Ученики с большим интересом берутся за работу, в процессе выполнения которой им предоставляется возможность применить химические знания и умения для исследований.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении. Я знакомлю обучающихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам:
- в проекте должна быть решена какая – либо проблема;
- проводится исследовательская работа;
- проект выполняется самостоятельно учащимися;
- учитель выполняет роль, консультанта;
- результаты проекта должны иметь практическую значимость;
- в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет..
Функции учителя при работе учащихся над проектом: помогает учащимся в поиске нужной информации; сам является источником информации; координирует весь процесс; поощряет учеников.
Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии. Я работаю по программе курса химии автора О.С.Габриеляна. Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем как:
8 класс – химические элементы, шеренга великих химиков, классификация химических реакций, признаки химических реакций, неорганические классы химических соединений.
9 класс – металлы и неметаллы, химическое производство азотной и серной кислот, органические вещества.
10 класс – классы органических веществ, нефтяная промышленность
11 класс – строение вещества, химические реакции, химия в жизни общества.
При всех имеющихся неоспоримых обучающих, воспитывающих и развивающих возможностях метод проектов не может быть доминирующим в современном образовании. Он должен дополнить существующую практику организации учебного процесса. Использование метода проектов в дополнение к классно-урочной системе обучения привело к повышению мотивации к изучению химии и смежных предметов, знание которых было востребовано для решения задач конкретного исследования. Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщения или изучения
|