Урок русского языка с
использованием здоровьесберегающих технологий, программа «Школа России», 4 класс.
Тема урока: Правописание родовых окончаний
имён прилагательных.
Цель урока: обобщение
знаний об имени прилагательном
как части речи
Задачи:
· Обучающая: учить правильно
определять род имён прилагательных
и писать родовые окончания.
· Развивающая: совершенствование умений распознавать род имён прилагательных.
· Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к своему
здоровью.
· Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и
укреплению здоровья учащихся через физкультминутки, отдых для глаз, релаксацию;
приобщать детей к ЗОЖ. Ход урока: I.
Организационный момент II.
Разминка для пальцев -
Девочки и мальчики, разминаем пальчики! (массаж пальцев рук – каждый палец
разминается от основания вверх) Этот
пальчик – дедушка, Этот
пальчик – бабушка, Этот
пальчик – папа, Этот
пальчик – мама, Этот
пальчик – Я. Вот и вся моя
семья. -Разогрейте
ручки. (Использование массажёра) III. Чистописание -
Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку.
Запишите дату и вид работы. На
доске записаны слова: Солнце, мороз,
снежинка, декабрь -
Прочитайте слова. Какие орфограммы встречаются в этих словах? Запишите
эти слова и составьте цепочку из этих букв: лозжие лозжие лозжие -Какой
темой объединены эти слова? - С наступлением холодов у людей повышается
заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой
организм? (Нужно заниматься спортом,
закаливанием, употреблять больше витаминов). -
Но ведь не всегда можно купить дорогостоящие витамины в аптеке. Где же взять нам витамины? (Можно употреблять в пищу витамины с
огорода). Эти витамины берегут нас от
всяких болезней.
Все: Чем больше их в пище, тем пища полезней. - Сейчас я
прочитаю вам стихотворение Юлиана Тувима «Овощи», а вы будьте готовы мне
помогать. Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла: На доске (Читают дети): Картошку
Капусту,
Морковь и
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох! (Cтираю слова до первой буквы). Вот овощи спор завели на столе –
Что лучше, вкусней и нужней на Земле? (Ставлю ? напротив букв). Дети читают. К.? К.? М.? Г.? П. иль с.? Ох! - Хозяйка тем временем ножик взяла.
И ножиком этим крошить начала: (Говорю и одновременно стираю с доски все буквы). Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу,
Ох! Накрытые крышкою в душном горшке,
Кипели, кипели в крутом кипятке: Дети восстанавливают
по памяти. Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох! - И суп овощной оказался
неплох! -Давайте
запишем в столбик те витаминные продукты, которые вы услышали в стихотворении. (Проверка
слов). I V Постановка темы и цели -Какой
частью речи являются данные слова? Что
мы знаем об этой части речи? -
Молодцы. Об имени существительном мы уже многое узнали. А сейчас послушайте и
скажите, о чём пойдёт речь на нашем уроке сегодня. Определяю я
предметы, Они весьма со
мной приметны. Я украшаю вашу
речь, Меня вам надо
знать, беречь! (
ответы детей) Как вы догадались? V.
Актуализация знаний. Работа над темой урока -Да,
это замечательное - имя прилагательное. Давайте вспомним, что такое имя
прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? -
Молодцы, мне приятно, что вы всё знаете. Давайте подберём подходящие
прилагательные к данным полезным продуктам и запишем их во второй столбик
вместе с вопросом. -
Почему вопросы были разными? Отчего это зависит? Значит, какой можно сделать
вывод? (Имена прилагательные изменяются
по родам). -Давайте
вспомним, какие окончания имеют имена прилагательные в И.п. у ж.р., м.р. и с.р. -Как
ещё изменяются имена прилагательные? Какие имеют окончания во мн. числе? (Заполнить таблицу) VI. Физминутка для глаз. -
А сейчас минутка отдыха. Сядьте поудобнее и расслабьтесь. VII. Упражнение в
распознавании рода имён прилагательных. -
Кто у нас самый внимательный? Скажите, какими продуктами питается Джерри?
Полезные они или вредные? -Посмотрите
на доску и выберите из словосочетаний только полезные продукты. (Один у доски) Свежий майонез, горячее молоко, горький лук, томатный кетчуп, хрустящие чипсы, рыбный суп, куриная сосиска, сочное яблоко, шоколадный батончик, жареный картофель, спелая ягода, молочная каша. -Определите род
имени прилагательного. Проверка. -
Как определяется род прилагательного?
(по имени существительному) Какие
словосочетания вы не стали записывать? Почему? (Один ученик вычёркивает лишнее) VIII. Физминутка (Эй, лежебоки!) IX. -Продолжаем
работу. Рассмотрите пищевую пирамиду.
В ее основании самый главный и
большой кирпич – зерновой. Крупы (гречка, неочищенный рис, овсянка)
содержат много витаминов А и Е, к тому же в них витамины не разрушаются со
временем так быстро, как в овощах и фруктах. Это не только вкусно, но и крайне
полезно. Это углеводы! Следующий уровень
пирамиды - овощи и фрукты (2 отдельные группы). Это не только углеводы,
но и витамины, без которых все клетки организма рассыплются, как кирпичики без
цемента. Обратите внимание: если недоступны свежие фрукты, можно употреблять
быстрозамороженные овощные смеси и фрукты, а также сухофрукты. Следующий
кирпичик – мясной. Это наши белки -
нежирное мясо, птица, рыба. Кстати, к этой же группе отнесен творог. А
вот сосиски, сардельки, вареные колбасы сюда не входят - мяса в них не так
много, а вот жира и калорий - предостаточно! Следующий
кирпичик – молочный. Каждый день на Вашем столе должны быть молочные продукты. Они помогут поддержать
иммунитет, пополнят запас жира. Последний кирпичик – жиросодержащий,
но не жирный. Это орехи, животные и растительные масла. Последние -
источник полезных для сердца кислот. Включено в эту группу сливочное масло, но
его потребление должно быть ограничено. (Ученик
по карточке читает вывод). Вывод: Каждый
день человек должен получать достаточное и разнообразное питание, потому что
для хорошего здоровья нужны не только белки, углеводы, жиры, но и витамины,
которые поддерживают наш иммунитет. Правильное разнообразное питание – основа
крепкого здоровья. -
Запишите вывод в тетрадь (под диктовку), обозначьте прилагательные. XI. Обобщение. Итог урока. Послушайте
историю одного мальчика… Ученик: Я сегодня ел омлет, булочку с вареньем, Конфеты ел и сушки, кофе пил с печеньем. Съел потом я сыр с колбаской, Сделал с ними бутерброд. А теперь, друзья, не знаю, Отчего болит живот. -А
вы знаете? (Он не ел жидкого, ел все вперемешку, после сладкого ел соленое и
наоборот…) -
Действительно, он не соблюдал режим и норму питания. Да они проникли
в лук,
В молоко и в мандарины,
В черный хлеб, в морковь, в урюк.
Рассмотрю я их в окрошке,
Через дедовы очки -
Кто они? Соринки? Мошки?
Человечки? Паучки?
Есть и в перце, и петрушке,
Незаметные на взгляд,
Очень маленькие пушки
По бактериям палят!
Если так, то Витамины
Мне нужны наверняка -
Съем на полдник мандарины,
На ночь выпью молока! Витамин А Помни истину
простую - Лучше видит
только тот. Кто жует
морковь сырую Или пьёт
морковный сок. Витамин В Очень важно
спозаранку Есть за
завтраком овсянку. Черный хлеб
полезен нам- И не только
по утрам. Витамин С От простуды
и ангины Помогают
апельсины. Ну, а лучше
есть лимон, Хоть и очень
кислый он. Витамин Д Рыбий жир
всего полезней! Хоть
противный - надо пить. Он спасает
от болезней. Без болезней
- лучше жить! Ребенок: Никогда не
унываю И улыбка на
лице, Потому что
принимаю Витамины. А
В С -Послушайте стихотворение: (Можно дать
детям) Нам справиться с насморком, гриппом, ангиной
Помогут не чипсы, а те витамины,
Что в ягодах, фруктах живут, в овощах,
В сырах, творогах, в молоке и борщах...
Всем нравится сочную, спелую грушу,
Клубнику, чернику, смородину кушать...
В различных продуктах - от рыб до малины,
Для жизни важнейшие есть витамины.
Зовутся они: Д; А;
В; С,
Содержатся - в зелени, в злаках, в яйце...
Так важно, что пьем мы и что мы едим.
Нам солнечный свет также необходим.
Чтоб были хорошими зубы и зренье,
Чтоб волосы, кожа была - загляденье,
Должна быть еда наша разнообразной.
По цвету - зеленой, и желтой, и красной...
От горького лука - до сладкой малины...
И с пищей получим мы все витамины
А теперь вам
предстоит отгадать кроссворд. Вы должны определить, что забыла купить хозяйка к
обеду.
|